» Как купить "Что вокруг меня растет?"
Кто вокруг меня растет?

Набор игр

Дайте малышам карточки поразглядывать. Обратите внимание на надписи с той и другой их стороны. Что это? Правильно, Клён, лё под ударением, протяжно говорится, тянется, чёрным написано. Вот Липа, ли чёрное. А это Сирень, ре чёрное. А это что? Правильно, Берёза, рё под ударением; говорится «бирёза», а пишется «бе-рё-за». Вот Рябина, би под ударением; говорится «рибина», а пишется «ря-би-на». А это Дуб, ду под ударением; говорится «дуп», а пишется «ду-б», потому что дубы, дубочек. Надпись прочитываем по складам, рисуя под ними скобочки указочкой, отмечаем разницу в произнесении и написании слов, приводим, где можно, проверочные слова.

1. Прочитайте с ребятами (ребёнком) штук 6 карточек, попросите их самих «прочитать», ещё пусть подружней да погромче два-три раза это сделают. Перетасуйте карточки, разложите их на столе картинками вниз и... попросите найти, к примеру, дуб. Обязательно найдут. Шестилетки и пятилетки делают это довольно легко, четырёх-трёхлетки — на третий-пятый день после знакомства с карточками, двухлетние и полуторагодовалые дети (даже ещё не говорящие) — через одну-три недели.

Ребёнок, первым показавший заказанную карточку, получает её на руки и вдобавок ещё награду — команду наставника «Выходи!» Будет наблюдать игру со стороны, но с хорошим настроением: он же раньше других вышел. «Кто знает, где липа — Уходит с карточкой другой ребёнок. «А где рябина — Сразу несколько указочек ткнулись почему-то в сирень. «Это сирень, а не рябина». — Наставник собирает карточки и, обратив их лицевой (с картинкой и словом) стороной к детям, просит их ещё раз громко и дружно «прочитать» надписи. Карточки перетасовываются, раскладываются на столе картинками вниз. «Где рябина — На этот раз дети уверенно находят её. Ещё один ребёнок вышел. И так далее, пока не кончится первая порция из шести карточек. За ней последует вторая, третья... Вот уже у каждого по карточке, хочется ещё получить. «Быстрые» дети выходят первыми, другие попозже, самым «медленным» наставник маленько помогает, но и они, «как все люди», тоже карточки добывают. И рядом с наставником больше времени проводят.

2. Знакомясь с карточками, разглядывая их, дети с удовольствием разносят их по разделам «Травы», «Кустарники», «Деревья», «Грибы» (съедобные, ядовитые), «Ягоды». Конечно, вместе с картинкой невольно запоминается и надпись с присущими ей параметрами: одна в ней строчка или две, длинное слово или короткое, как оно разбито на склады; в каком месте слова находится «чёрный» (ударный) склад; какие буквы в начале, какие в конце. Конечно, всё это ребёнок видит; если видит — не может не подмечать, не анализировать, не делать каких-то умозаключений.

3. Через какое-то время названия сможем и по другим признакам классифицировать:

Ель, Дуб, Липа, Вяз, Ива, Туя, Чина, Мята — слова из двух складов;

Берёза, Сосна, Клён, Тополь, Осина, Ольха, Ясень, Рябина, Пихта, Сирень, Лютики, Герань, Пижма, Душица, Опята, Малина, Калина — из трёх;

Каштан, Черёмуха, Медуница, Чистяк, Кислица, Ландыш, Фиалки, Клевер, Василёк, Ромашка, Крушина, Коровяк, Цикорий, Лисички, Боровик, Груздь, Ежевика, Голубика, Черника, Морошка, Клюква — из четырёх;

Орешник, Ива козья, Шиповник, Хохлатка, Ветреница, Незабудки, Манжетка, Купальница, Зверобой, Иван-чай, Чистотел, Лапчатка, Сыроежки, Земляника, Облепиха, Костяника, Брусника — из пяти;

Мать-и-мачеха, Печёночница, Гусиный лук, Подорожник, Колокольчики, Волчье лыко, Лисохвост, Тимофеевка, Белый гриб, Подосиновик, Чертополох — из шести складов;

Лиственница, Можжевельник, Короставник, Ложный белый, Подберёзовик — из семи складов;

Кедровая сосна, Бузина красная, Мышиный горошек, Тысячелистник, Паслён чёрный, Щавель конский — из восьми;

Мухомор красный, Бледная поганка — из девяти складов;

Сатанинский гриб, Мухомор пантерный, Тополь пирамидальный — из десяти.

4. А почему бы карточки с названиями растений по алфавиту не расположить?

5. Если у вас есть «Кубики Зайцева», попросите ребят собрать из них такие же слова, как на выданных им карточках: <Зверобой на карточке и З-ВЕ-РО-БО-Й из кубиков. Это не что иное, как задание на переписывание, которого в будущей школьной жизни будет предостаточно.

6. Можно с кубиками и такую игру затеять: тебе Дуб, а тебе Вяз. Кто быстрее из кубиков эти слова составит? Вам (паре ребят) Лютики, а вам (другой паре) Герань. Вам Груздь, а вам Боровик. Вам Облепиха, а вам Брусника. Вам Тимофеевка, а вам Чертополох. Вам Лиственница, а вам Можжевельник. Вам Кедровая сосна, а вам Бузина красная. Вам Мухомор красный, а вам Бледная поганка. Вам Сатанинский гриб, а вам Мухомор пантерный.

Всё честно: каждый раз предлагаются слова из равного количества складов и, следовательно, кубиков. Слова выставляются на полку, расположенную подальше от стола с кубиками — чтобы ребята пробежаться могли. Можно соревнования проводить — в личном первенстве (с выбыванием) и командном (кто больше очков наберёт).

7. «Сходим» в лес, поле, на болото, «погуляем» по лугам, берегам рек и озёр.

Положите на стол штук 10-15 больших карточек картинками вниз. Позовите ребёнка: «Васенька, тут лисички должны расти». Малыш должен осмотреть все карточки и выбрать (оставив себе) нужную.

В детсадовской группе, в классе игра проходит шумно и весело. Выходят двое ребят, наставник говорит: «Кто быстрей найдёт... бруснику (малину, костянику, облепиху, клюкву, морошку, чернику, землянику, ежевику)?». Принесёт карточку тот, кто поживей, пошустрей, поприметливей, другой вернётся ни с чем. Первый с карточкой отправляется к группе, его заменяет другой ребёнок. Наставник даёт аналогичное задание. Всем понятно: нашёл карточку — забираешь и уходишь (на её месте появляется новая), не нашёл — будешь искать до тех пор, пока карточки не кончатся. Поневоле примечать да соображать начнёшь.

8. Обеспечьте играющих равным числом больших карточек, разложив их на столах картинками вниз. Переворачивать карточки, подглядывать, что на картинках, нельзя. Наставник вынимает из мешочка маленький квадратик (их тоже 90) и объявляет: «Мышиный горошек». Играющие осматривают свои карточки в поисках «мышиного горошка», нашедший получает у наставника квадратик и закрывает им свою карточку. Кто в детстве не любил лото?

9. Играющие разбиваются на две команды, наставник для каждой раскладывает на столах от 10 до 45 карточек картинками вниз. Каждая команда получает такое же количество соответствующих маленьких квадратиков. Кто быстрее подложит к большим карточкам маленькие (картинкой вверх)? Большие карточки нельзя переворачивать или приподнимать, пытаясь узнать картинку.

10. Маленьким карточкам можно найти ещё одно применение — это чудесное средство поощрения учащихся за правильный ответ на других занятиях (уроках).

11. Напишите прописью на доске (большом листе бумаги) какое-то количество слов. Дети должны разыскать в общей массе карточки с такими же словами и передать их наставнику.

12. Предъявите детям одну за другой порцию из 6-7 карточек лицевой стороной и попросите громко, дружно, отчетливо «прочитать» каждую. Повторите операцию 3-4 раза. Похвалите детей: «Какие молодцы! Уже читают! Да как быстро научились! Вот родители обрадуются». Перетасуйте карточки. «Ещё раз сможете прочитать?»«Да!» Поверните стопку тыльной (без картинки) стороной к детям... Все честно промолчали, что читать ещё не умеют, а по картинкам о словах догадываются. Похвастались, что ещё раз смогут прочитать. А кто-то, может, и в самом деле решил, что уже умеет. Что теперь делать? Все напряженно смотрят на карточку... «Василёк!» — кричит какой-то ребёнок. «Молодец!» Переверните карточку, покажите всем «василёк» и вручите карточку ребёнку: «Выходи!»

Малыши народ азартный, завистливый, жадный до призов. Один получил — теперь каждому нужно. Уже вторую картинку разглядывают. «Мята!»«На, получай карточку, выходи!»

Если случится, что какое-то слово ребята разобрать не могут, начните читать его сами: подскажите первый склад, сделайте паузу... Потом второй... Чаще всего небольшой подсказочки достаточно, чтобы ребята о слове догадались. А можно предложить ещё разок «прочитать» слова хором на лицевых сторонах, после этого снова повернуть карточки тыльной стороной к детям.



 

» Как купить "Что вокруг меня растет?"