Выбрать валюту   |   Регистрация   |   Персональный раздел
  Начало  
|  Как заказать  
|  Оплата и доставка  
|  Методики Зайцева Н.А.  
 
Покупатель: Гость
Сегодня 16-08-2018 16:53
Поиск
Ok
Расширенный поиск
Каталог
Пособия Николая Зайцева
Кубики Зайцева для чтения Кубики Зайцева для чтения
Складовые картинки Складовые картинки
Математика по Зайцеву Математика по Зайцеву
Другие пособия Зайцева Другие пособия Зайцева
Все товары от а до я
Аппликации Аппликации
Арт-терапия Арт-терапия
Балансиры, неваляшки Балансиры, неваляшки
Глина Глина
Головоломки, ребусы Головоломки, ребусы
Диски Диски
Домино Домино
Дроби Дроби
Занимательная ботаника Занимательная ботаника
Игры настольные Arial Игры настольные Arial
Игры Smart Games Игры Smart Games
Игры настольные ТМ Granna Игры настольные ТМ Granna
Игры настольные Tactic Игры настольные Tactic
Игры настольные другие Игры настольные другие
Игры с магнитами Игры с магнитами
Игрушки для купания Игрушки для купания
Инструменты Инструменты
Карандаши, краски Карандаши, краски
Картинки из песка Картинки из песка
Книги Книги
Книги-квесты
Книги издательства "Ранок"
Книги издательства Країна Мрій
Журнал "Професор Крейд"
Книги издательства Махаон-Украина
Книги видавництва Старого Лева
Книги для родителей и воспитателей
Первые книги для чтения
Конструкторы Конструкторы
Колыбельные Колыбельные
Корабли Корабли
Кубики Кубики
Лабиринты Лабиринты
Лото Лото
Масса для лепки Масса для лепки
Механические пазлы Механические пазлы
Мозаика Мозаика
Музыка для детей Музыка для детей
Наборы для творчества Наборы для творчества
Опыты Опыты
Оригами Оригами
Пазлы Пазлы
Пазлы 3d Пазлы 3d
Пальчиковые краски Пальчиковые краски
Пирамидки, сортеры Пирамидки, сортеры
Планшет деревянный Планшет деревянный
Пластилин, масса для лепки Пластилин, масса для лепки
Развивающе карточки Развивающе карточки
Карточки Домана
Карточки с транскрипцией на английском языке
Карточки на немецком языке
Складовые карточки
Карточки по программе "Я у світі"
Рамки-вкладыши Рамки-вкладыши
Раскраски Раскраски
Стучалки Стучалки
Счеты Счеты
Фокусы Фокусы
Таблицы и плакаты Таблицы и плакаты
Часы календарь Часы календарь
Школа юного кулинара Школа юного кулинара
Шнуровки Шнуровки
Прописи, обводки Прописи, обводки

Карфаген должен быть разрушен

Ваша корзина
Товаров:
Сумма, грн:

Николай ЗАЙЦЕВ - ведущий специалист Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования, постоянно живет в прекраснейшем Санкт-Петербурге. Это официально. Но в России, да и у нас в Америке его знают просто как основателя передовой образовательной программы "Методики Зайцева". По его методике дети начинают читать в два-три года. Несколько раз Зайцев со своими семинарами приезжал в США, где выступал в университетах и на конференциях. Корреспонденты «Русской Америки» лично были свидетелями того, как американские студенты, не знающие русского языка, через полчаса занятий вместе с Зайцевым начинали читать. 

 

- Николай Александрович, чем заключается Ваша философия?

- Философия? - Пусть будет философия… Невиданные темпы технического прогресса, урбанизации, почти поголовный охват образованием изменили мир. Но… Пятьдесят-шестьдесят лет назад третьеклассники почаще книги в руках держали, писали грамотнее, считали быстрее. Объём изучаемого материала увеличился? - Да нет, всё та же элементарная грамматика с математикой. Уровни даже снижены. В учебниках для пятого класса теперь задачки, которые раньше, не мудрствуя лукаво, решали в уме во втором: "Найдите значение выражения 127 минус k при k равном 57, при k равном 96". Чтоб дети не пугались, надо объяснять, что это всего лишь 127–57 и 127–96. На начальную школу трёх лет уже не хватает ("Дети страдают от перегрузок"), тот же объём материала, что и раньше, теперь за четыре года едва успевают проходить. Геометрию начинали изучать в шестом классе, теперь в седьмом. Даже достижения цивилизации, полвека назад казавшиеся бы чудесами (аудио, видео, калькуляторы, компьютеры, красочная полиграфия, интерактивные доски и проч.), не помогают. Прикрепление психологов к каждой школе и непременное их участие в создании учебников (сколько надежд возлагалось!) тоже не спасают. Что происходит? Дети поглупели?.. А может… Чуть что, сразу детей начинают подозревать и обвинять, обидные диагнозы им придумывать. Почему не педагогических учёных? И не им диагнозы ставить? Общество кардинально изменилось, а методики обучения? Принципиально не отличаются от тех, что были в конце XIX века. В XXI веке наши дети, теряя здоровье от перегрузок (о чём красноречиво свидетельствуют данные медицинских обследований), за учебный год с трудом выучиваются читать, осваивают сложение и вычитание только в пределах двадцати. Под аккомпанемент восторженных разговоров о "развивающем" обучении.

Первая международная конференция по вопросу о мировом кризисе образования состоялась в 1967 году в США. Признали, что кризис существует. Мировой. Выход, похоже, мир всё ещё ищет. Из политических деятелей ближе всех к истине был Росс Перо, кандидат в президенты США. Отвечая на вопросы избирателей в 1991 году, он однажды сказал: "Я вкладывал деньги в образование. Уходят, как вода в песок. Понял, что нужно поддерживать революционные программы". До сих пор жалею, что не его в 1992-м выбрали.

 

- Почему, Николай Александрович? Вам-то, в России, какая разница?

- За педагогику обидно. И прецеденты должны быть. Хорошо даже, если в США. Тогда и у нас быстрей поймут. Действительно, нужно внимательнее изучать передовой педагогический опыт, поддерживать, популяризировать его. Тогда быстрее найдем и выход из кризиса, и методики, соответствующие уровню развития современных детей, условиям и особенностям восприятия ими весьма изменившегося (по сравнению с XIX веком) мира.

 

- Нужно ли так рано, как Вы рекомендуете, начинать обучение чтению и счёту?

- А рисованию, лепке, пению, музыке - не рано? Чему только детей с года, полутора, двух лет не обучают. И иностранным языкам, и на скрипке играть. Малышей можно обучать чему угодно при одном непременнейшем условии. Великий японец Масару Ибука, основатель корпорации "Сони", в своё время профессор, президент "Японской ассоциации раннего развития" в книге "После трёх уже поздно" так это условие определил: малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребёнка, как "хорошо" и "плохо", и пришел к выводу, что "хорошо" для ребёнка - это то, что интересно и увлекательно.

- А то, что неинтересно, т. е. скучно, плохо. Значит, и учиться этому не стоит.

 

Николай Александрович, так это не только для трёхлеток справедливо.

- Согласен. Чуть не все школьники так считают. Да и студенты, пожалуй. В три года, а то и в два, дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, чтению, счёту. Он возникает, вероятно, когда мы читаем им книжки; пересчитываем пальчики, конфеты, яблоки, ступеньки; пишем печатными буквами их имена, МАМА, ПАПА, другие слова; показываем картинки с надписями. Если дети проявляют к этому такой интерес, почему бы не удовлетворить его? А не отмахиваться: потом, потом, вот когда пойдёшь в школу… И делать это так, чтобы ребёнку было хорошо, т. е. интересно и увлекательно.

 

- Почему раннее приобретение навыков чтения и счёта так важно?

- Не стоит, думаю, объяснять, что ребёнок, рано освоивший чтение и счёт, получает толчок в развитии, новые ключи к открытию и осмыслению мира. Интересно другое. Дети настолько ярко проявляются при обучении чтению и математике по нашим методикам, что буквально через 2-3-4 занятия педагоги без специальной психологической, дефектологической и прочей научной подготовки легко определяют "быстрых" детей, т. е. чрезвычайно способных к обучению, и "медленных". Выявляются и "очень быстрые", в 7 лет приступающие к обучению по нынешним программам пятого класса и заканчивающие школу в 13, а ВУЗ в 18 лет. Примеров масса. "Медленные" постепенно догоняют "средних" и даже, по результатам тестирования (собеседований), поступают в престижные школы. Ничего удивительного: мозг ребёнка гибок, пластичен, чем раньше обнаружим, что малыш где-то, в чём-то "тормозит" (с кем не бывает?), тем легче это будет поправить. Через 2-3 года уже труднее будет, дольше, дороже. А то и поздно. Родительская, воспитательская, учительская, частная практика работы по нашим методикам вот какие сюрпризы преподносит: обучают чтению, математике, выводят в речь детей со сложнейшими психофизическими диагнозами и официально (т. е. на основании заключений компетентных специалистов) признанных необучаемыми. Таких примеров более чем достаточно.

 

- Если чисто технически ребенок научился читать, будет ли он читать практически? Готов ли маленький ребенок воспринимать читаемый им текст? Запоминает ли он его? Понимает ли написанные инструкции? В Америке в конце 80-х провели исследование. 40% выпускников средних школ, пошедших в Военно-морской флот, оказались функционально безграмотными. То есть, буквы-то они знали, и читать вроде тоже могли, а написанные инструкции выполнять не могли: написанный текст не был понят.

- Чтение начинается с первого самостоятельно прочитанного слова. Потом будет второе, пятое, десятое. В 11 месяцев девочка, собравшись с духом (по лицу было видно), оттолкнулась от дерева, за которое держалась, сделала 4 шага, на пятом упала на руки маме. "Начала ходить!" - обзванивают счастливые родители бабушек, дедушек, друзей. И действительно, с каждым днём всё увереннее дочка ходит. В 2 года 1 месяц прочитала на вывеске первое слово: КВАС. И занимались-то с нею минут по 10-15 в день, бывало и не каждый: играли с нашими кубиками, кое-что в таблице на стене показывали, песенки пели. Обучение чтению с пением непременная составляющая наших методик. Четырёхлетки - 100 раз демонстрировал на своих курсах - начинают читать (прочитывать слова) на третьем-четвёртом не более чем сорокаминутном занятии (с двумя небольшими перерывами для отдыха). С обычными первоклассниками (не обучавшимися по нашим методикам) на четвёртом-пятом уроке начнём такие, примерно, диктанты писать (кубиками или указкой по таблице):

Кто над нами вверх ногами? - Муха.

Что за обедом всего нужнее? - Рот.

На горе шумит, под горой молчит. - Лес.

Кто родится с усами? - Котёнок.

 

Без ошибок (дети сами исправлять их будут), с заглавными буквами и знаками препинания в нужных местах. Для начала 2-3 диктанта за урок, через месяц-полтора хоть 10. В методическом руководстве к "Кубикам Зайцева" 300 загадок и 100 скороговорок для таких диктантов и много другого материала, необходимого в работе с детьми. Ваши вопросы предполагают вот что: не задержится ли ребёнок на прочитывании отдельных слов, словосочетаний ("железная дорога", "подводная лодка"), коротких предложений и микротекстов? Непременно задержится, и чтение не полюбит, если ему буквы на протяжении 110-115 уроков показывают, да закрепляют их в специально составленных маловразумительных предложениях и текстах. У мамы Рома. Рома мал. Мама умыла Рому. Рома мил. У Гены и Геры игра. Они герои. Галя милая. У неё игла. Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Ос-ос-ос - на поляне много ос. Примеры взяты из московской "Грамоты" 2003 года для первоклассников (учебник такой, как бы букварь с математикой). Да и придумаешь ли что-нибудь интереснее, если перед тобой задача: буквочку детям показать, да 3-5 дней её позакреплять? С соответствующими домашними заданиями. Опять скучно - значит, неправильно. Давно пора понять, что "мы столкнулись лицом к лицу с детьми дистанционного управления, мыши и джойстика. Они терпеть не могут бездействия". И медленных темпов продвижения в учёбе, от себя добавлю. "Школа - это медленное время, в противоположность заппингу, и это делает скуку неизбежной" (К. Керделлан, Г. Грезийон. "Дети процессора"). Безусловно, нужно думать о более быстром выходе в текст, книгу, пересказ, о привитии любви к чтению. Но формат интервью, как говорится… Всё найдёте в методических руководствах к "Кубикам" и "Русскому для всех"."Русский для всех" - грамматика. Интереснейший, оказывается, предмет (и дети так считают!), если его несколько иначе преподавать.

Я ещё не ответил на Ваш военно-морской вопрос. С конца 80-х почти 20 лет прошло. Интересно бы аналогичное исследование ещё раз провести. Выяснилось бы, стали ли «дети процессора» лучше разбираться в инструкциях? Если нет, — тогда совершенно ясно: Карфаген должен быть разрушен. Виноват, методики обучения должны быть изменены.
Правда, вот что нужно учесть: современное военно-морское судно — сложнейший технический объект. И инструкции там непростые. Не всякий отличник разберётся. А может, ещё и весьма специфическим языком изложены. Как задачки для пятиклассников: «Найдите значение выражения…»


 Несколько вопросов по практике обучения.
Движетесь ли Вы маленькими шажками, ориентируясь на посильные задания?

Человеку, не знакомому с нашими методиками, шаги могут показаться семимильными. Знакомому — вполне естественными. И остальные движения тоже: левое ухо чешем левой рукой, а не правой, просунув её сначала под коленку. Никакой суеты, сплошная эргономика. Поэтому и производительность учебного труда намного выше. Значит, экономим время для многих других важных дел: рисования, пения, физкультуры. Даже без домашних заданий можем работать.
Не только детям такая работа по душе. Взрослые обучаются чтению по нашей методике намного быстрее, чем дети. Ребёнок знакомится всего лишь с первой знаковой системой в своей жизни, а взрослый, как минимум, со второй или третьей: свой язык изучал да ещё какой-нибудь иностранный. В рамках семинаров в США четырежды проводил демонстрационные занятия по обучению чтению на русском языке с группами студентов и преподавателей, никогда до этого русский язык не изучавших. Первые слова (бумага, книга, стол, стул, лампа, таблица, кубик, кубики, ручка, ручки, карандаш, карандаши, окна, дверь, рубашка и проч.) группа начинала произносить и составлять из кубиков под мою диктовку (многократное повторение) минут через 12, а первое, до этого не произносившееся слово, без всякой моей помощи прочитывать через 23-27 минут. Время каждый раз фиксировалось. По окончании занятия все признавались, что хотелось бы так работать ещё.
Кстати, Марина, у Вас есть парочка друзей, присутствовавших на одном из таких занятий.


 Они мне рассказывали об этом. Применима ли Ваша методика только для группового обучения или может быть использована и при индивидуальной работе?

Лет 10-12 назад был приятно удивлён, что мои курсы популярны среди гувернёров и репетиторов.

 

Смешиваете ли в группах детей разных возрастов? Разных умственных способностей?

Бывают такие быстрые четырёхлетки, что их приходится в группу к более старшим переводить. А умственные способности и возможности ребёнка при зачислении в группу как определишь? Они не столь очевидны, если это не крайние случаи, чтобы судить при первом знакомстве. Ребёнка в деятельности необходимо увидеть.


Что делать с ленивыми и нерадивыми «пофигистами»?

 «Пофигизм», по большей части, есть форма протеста против «неправильных» методик. «Ученики научились скучать вежливо. Перемена состоит в том, что сегодня они выражают отсутствие интереса далеко не на том языке, который мог бы быть принят в школе: он стал вызывающим. Они слушают плеер, красятся, листают журналы посреди урока. В чём же причина этого отсутствия интереса?» («Дети процессора», с. 127). Российские «пофигисты» очень на французских похожи. Наверно, и на американских. Они же все в «сети» день и ночь сидят, действия координируют. Неужели не чувствуете что «пофигисты» против нас, педагогов, что-то ужасное замышляют? И их всё больше становится.


 Нужно ли обучение «подслащать»?

Это, типа, когда деточек надо почаще по головке поглаживать, «Умница!», «Молодец!», «Молодцы!» говорить?
Любят методисты с психологами такое учителям советовать. Вспомнили б лучше, что Иван Андреевич говорил: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?», «Я лишние хвалы считаю за отраву». И Саша Чёрный: «Тётя сидела на ветке, пикала: «Милые детки!» Вдруг зазвенел голосочек: «Сколько напикала строчек?»»
В учебных помещениях и классах чего только нет: мягкие игрушки, немягкие, аквариумы с золотыми рыбками, горшки с цветами, пальмы в кадках, воздушные шарики, флажки, телевизоры. Смотрите, дескать, мамы с папами да дедушки с бабушками, как мы ваших детей и внуков любим. У вас, поди, такого в детстве не было.
Да ни у кого такого не было, ни у греков с римлянами, ни у персов с китайцами.
Букварь или математику откроешь — 5-6 «смешных» зверюшек на развороте, клоуны, гномики, принцессы, каратисты, страшилы…
Через некоторое время учителя с психологами разведут руками: у вашего ребёнка дефицит внимания, ни на чём сосредоточиться не может.
Попробуй сосредоточься. Сплошной информационный шум вокруг.
И не по злому умыслу, ведь, «подслащают», а хотят сделать как лучше, из кризиса, в общем-то, выход ищут. Крикнет какой-нибудь доктор педнаук: «Знаю где выход! Это игровое обучение!» Все туда бросаются. «Действительно, как это мы раньше не подумали! На уроках скучно, никто ничего делать не хочет, а играть все любят, особенно дети. Значит…»
Пять лет играют, десять — не помогает. Чего только не пробовали: и мячик друг другу перекидывали (очень популярная «игра»), и учебно-лечебные сказки сочиняли, диалоги с куколками вели.
Я считаюсь игровиком (очень радовался, когда меня лет 15 назад в первый раз так назвали), знал «магистра игры» Юрия Павловича Филатова (ленинградца) и Бориса Павловича Никитина, со многими теперешними дружу; пишут даже, что я, «как никто другой, сумел встроить игру в учебный процесс»; сам с превеликим удовольствием работаю сейчас над созданием нескольких новых обучающих игр, но… Если бы меня попросили что-нибудь придумать для того, чтобы первоклассники без унынья и лени могли на протяжении двухсот часов знакомиться с буквами и осваивать сложение и вычитание в пределах десяти, как это предусмотрено Программами, я бы не согласился. Ни за какие деньги! Ни даже за гриф «Одобрено Министерством» (которого ни к одной из своих работ пока ещё не имею).
Да и невозможно придумать, такие Программы ничем не подсластишь, их нужно взрывать, расчищая пути к выходу из мирового кризиса в образовании.
Американские ваши программы не лучше наших министерских. Так что проблемы в этом отношении общие.

 

Марина Даллниг.

Материал с сайтаЖурнал Russian-American Business



 

 

 
Copyright © 2002-2008 компания "Melbis". Создание интернет магазина Melbis Shop v5.4.0
Последнее обновление магазина: 15-08-2018 18:30